Закрыть

15. Экологические проблемы урбанизированных территорий

(по материалам В.Е. Полетаева)

Урбанизированные территории - это площади городов и поселков городского типа в административных границах, в состав которых могут входить и сельскохозяйственные угодья, и различные леса: гослесфонда, агролеса, муниципальные, а также земли частного сектора с низким уровнем благоустройства - практически деревни в городе. Выделяют урбанизированные территории по степени техногенного преобразования пространства, или в целом антропогенного освоения территории. Подобные подходы создают новые трудности методического и субъективного характера, поэтому для анализа ситуации целесобразнее опираться на официальные документы: Уставы городов и поселков городского типа, статистические данные по всем направлениям функционирования поселений, в том числе по структуре землепользования.

В 1972 году ЮНЕСКО определил, что все города являются экосистемами (совокупность взаимосвязанных природных элементов, включая живые организмы, и предметы, созданные людьми). Этим решением еще раз было подчеркнуто, что, наряду с совершенствованием технологий производств и развитием мониторинга, необходимо создание зон живой природы в городах.

Чтобы природные составляющие были менее подвержены деформациям и устойчивы во времени и пространстве, в городах они должны составлять природный комплекс.

Идеальными для жизни считаются города - экополисы, которые имеют 50% или больше зеленых насаждений.

Города и агломерации Пермской области


В настоящее время на территории Пермской области (160,3 тыс. км2, включая Коми-Пермяцкий округ) проживает около трёх миллионов человек. В Пермской области преобладает городское население: в 25 городах и 55 пгт - 2,3 млн. человек; в более чем 4 тысячах сельских поселений - 0,7 млн. человек.

Официально в Пермской области насчитывается 25 городов (с учетом Коми-округа), из них 12 городов областного подчинения, и 13 - районного. Кроме них на территории области выделяется 15 сельских райцентров.

На территории области выделяют Пермскую, Березниковскую (города: Березники, Соликамск, Усолье), Кизеловскую (города: Александровск, Кизел, Губаха, Гремячинск), Лысьвенско-Чусовскую, Кунгурскую и Чайковскую агломерации.

Пермская агломерация считается неразвитой, по сравнению с Екатеринбургской или Нижегородской, Чайковская и Кунгурская - малые и внутриобластные, находящиеся на начальном этапе агломерационного развития. Березниковско-Соликамская развивается на базе крупнейшего в мире месторождения калийно-магниевых солей. Для этих городов есть ряд инфраструктурных элементов, которые являются общими: аэропорт, соликамский педагогический институт, березниковские филиалы нескольких ВУЗов Перми и Екатеринбурга.

Кизеловская агломерация (города Кизел, Александровск, Губаха, Гремячинск) развивалась на базе Кизеловского угольного бассейна, который разрабатывался более 200 лет. После закрытия последних из работающих шахт в 1990-х годах и сопутствующих производств большинство поселков и городов находится в состоянии стагнации, кроме Губахи, где работает крупное предприятие - АО "Метанол", технологически не связанное с угледобывающей отраслью. Упадок коснулся всех сфер деятельности. К Кизеловской агломерации практически примыкает Лысьвенско-Чусовская, но единую территориальную систему не образует.

В Лысьвенско-Чусовской агломерации имеют родственный профиль (металлургия) градообразующие предприятия, частично их объединяет циркуляция товарно-сырьевых ресурсов и некоторые элементы инженерной инфраструктуры. Для Чусовского металлургического завода губахинское коксохимическое предприятие является поставщиком кокса, эта технологическая цепочка связывает две агломерации. В дальнейшем Лысьвенско-Чусовская агломерация может включить в себя г. Горнозаводск, поселок городского типа Пашия и поселок городского типа Скальный.

Классическая агломерация предполагает полную административную автономию включенных в нее населенных пунктов.

Пермская агломерация имеет звездообразную форму в соответствии с расположением транспортных путей. На север и северо-восток по реке Кама, железной и автодороге агломерация простирается до Ильинска, Добрянки и ж/д станции Кухтым; на восток до Комарихи, Троицы и Насадки; на юг до Кукуштана; на юго-запад, запад и северо-запад соответственно простирается до Юго-Камска и Оханска, Нытвы, Краснокамска, и ж/д станции Григорьевская. Площадь агломерации составляет более 10 тыс.км2 (6% территории области), численность населения - около 1,5 млн. человек. Это 50% населения Пермской области, почти 60% городского населения и около 15% сельских жителей области.

Центры основных агломераций области

(по материалам управления экономики)

Пермь является одним из крупнейших городов Урала и России. Его вклад в экономику страны и области трудно переоценить. В общем объеме товарной продукции, выпущенной в области, доля Перми составляет около 35%. Город располагает мощным промышленным потенциалом, является важным культурным и научным центром страны. Пермь - основной донор бюджета области. Вместе с тем, для города характерны многие сложные проблемы, свойственные и другим городам подобного ранга. Среди наиболее масштабных необходимо отметить следующие:

Перспективы развития города должны быть тесно связаны с развитием Пермской агломерации, ядром которой он является. В свою очередь агломерация должна развиваться по интенсивному пути, предполагающему выработку и реализацию механизмов деконцентрации социально-экономического развития. Параллельно должна решаться проблема ускоренного социально-экономического развития малых городов, которые должны стать агломерационными подцентрами, формируясь во взаимосвязи с освобождением города-центра от непрофильных функций.

В перспективе целесообразно формирование и развитие подцентров на базе Кукуштана, Юга, Мулянки, Юго-Камского, Оханска, Нытвы, Краснокамска, Добрянки. Решение проблем агломерации в целом и ее ядра должно происходить во взаимосвязи друг с другом, в едином комплексе непротиворечивых мероприятий, в процессе реализации целостной концепции территориального социально-экономического развития.

Кизел является наиболее кризисной территорией не только Кизеловско-Губахинского промышленного района, но и области в целом. Экономический кризис давно уже негативно сказывается на населении (качество жизни людей крайне низкое или очень низкое). В настоящее время рассматриваемая территория является глубокодотационной.

Закрытие шахт АО "Кизелуголь" произошло раньше сроков, определенных "Региональной программой социально-экономической стабилизации угледобывающих районов Пермской области". В последнее время средства из федерального бюджета выделяются в основном на переселение семей бывших шахтеров и все в меньшей степени на программы местного развития.

Кардинальное изменение ситуации невозможно без появления новых производств различных отраслей экономики, способных заполнить образовавшуюся нишу. Пока на эту роль не может претендовать ни одно из существующих на территории предприятий. В результате реструктуризационных мероприятий создано три новых предприятия - ЗАО "Карбон-Кизел", ЗАО "Кизел-Композит" и ЗАО "Кизел-Кровля". В настоящее время все три являются убыточными.

Одним из перспективных является вариант, основанный на вахтовом методе работы в районах Крайнего Севера. Перспективность ряда поселений Кизеловско-Губахинского округа с этой точки зрения особенно может возрасти при строительстве железнодорожной магистрали, которая свяжет северные районы области с республикой Коми.

Город Березники занимает второе место в области по численности населения и промышленному потенциалу, постоянно входит в число городов-доноров региона, в промышленности сохраняется рост объемов производства. Однако дальнейшее успешное развитие города невозможно без решения ряда проблем.

Одной из них является проблема оптимизации его экономико-географического положения. В настоящее время город расположен на транспортных магистралях, не имеющих транзитного значения (на тупиковой железнодорожной ветке Соликамск-Чусовская, в верховьях Волго-Камского судоходного пути), что создает объективные условия для чрезмерного преобладания в структуре экономики отраслей, ориентированных на использование местного сырья. Следует также отметить низкие технические характеристики существующих транспортных коммуникаций и в первую очередь их невысокую пропускную способность.

Развитие химической промышленности приобрело в Березниках гипертрофированный характер, привело к обострению экологической ситуации. Очень слабо представлено в городе машиностроение, и тем более отрасли, непосредственно занятые обслуживанием населения территории. Одновременно многие технологические циклы в химической промышленности не завершены, имеет место проблема комплексной переработки исходного сырья и утилизации отходов.

Недостаточно выгодное экономико-географическое положение территории будет "отталкивать" высокие технологии, а именно без них и не обойтись, решая проблему комплексного использования сырья. При сохранении тупикового положения города не лучшая ситуация создается и для сбыта продукции цветной металлургии (магний и его сплавы, титан), химической промышленности, пользующейся большим спросом на мировых рынках. К мерам по улучшению экономико-географического положения города относится, в первую очередь, строительство железной дороги Соликамск - Троицке-Печерск с дальнейшим выходом к Архангельскому порту. Строительство этой дороги было бы важнейшим фактором усиления привлекательности Березников для размещения головных подразделений фирм, которые будут специализироваться на разработке месторождений Европейского Севера, и структур, обеспечивающих финансовое обслуживание этих фирм. Город стал бы развиваться как деловой, финансово-экономический центр, расширилась бы налогооблагаемая база, что позволило бы выделять больше средств на содержание социальной сферы, относительно развитой, но финансируемой сегодня недостаточно. Одновременно решалась бы проблема обеспечения сырьем цветной металлургии (титановые руды).

Актуальной для города остается экологическая проблема. Комплексные мероприятия по оптимизации экологической ситуации с привлечением средств из областного и федерального бюджетов, внебюджетных экологических фондов - одно из важнейших условий успешного развития города. Принцип экологического императива должен соблюдаться здесь наиболее строго. Сегодня ситуация со здоровьем населения города одна из самых неблагополучных в России, экологическая ситуация оценивается как кризисная, а некоторыми авторами как катастрофическая. На общий фон высокого техногенного загрязнения воды, воздуха и почвы накладывается сейсмическая опасность, возникшая из-за образования пустот-выработок при добыче калийных и магниевых солей (в том числе и непосредственно под жилыми кварталами города). Программа по закладке пустот из-за отсутствия в достаточном количестве финансовых средств выполняется не полностью.

Северным территориальным управлением экологического контроля совместно с АО "Бератон" проработан вопрос использования большого количества промышленных отходов, накопленных в городе. Предложено использовать для их переработки мощности АО "Бератон", внеся необходимые коррективы в технологический цикл предприятия.

Отрицательное воздействие экологического фактора на здоровье горожан усиливается неудачной планировкой: селитебная зона левобережной части расположена в кольце промышленных предприятий. Учитывая это, дальнейшее непромышленное строительство необходимо осуществлять на правом берегу Камы, где экологическая ситуация более благоприятная.

Острую потребность город испытывает в водозаборе "Сурмог" и полигоне отходов, строительство которых не завершено.

Решение экологических проблем, стоящих перед городом, невозможно без широкого привлечения науки, создания опытно-экспериментальных полигонов, что в свою очередь требует поддержки со стороны системы высшего образования. В силу этой особенности широкое развитие в городе должна получить сеть специализированных научных учреждений и высших учебных заведений, что в свою очередь предотвратит отток перспективной молодежи из города, предоставит новые возможности в получении образования для населения всего Верхнекамья.

В перспективе город Березники должен развиваться как полифункциональное образование, необходимо устранение гипертрофированной промышленной функции с одновременным усилением разнообразия отраслевой структуры промышленности.

Лысьвенское муниципальное образование относится к числу промышленных территорий восточной горнозаводской части Пермской области (здесь производится 2,2% промышленной продукции Прикамья).

По сравнению со многими другими административными территориями области, дальнейшее развитие территории может успешно происходить и без изменения структуры промышленности. На ведущих предприятиях Лысьвы сохранен производственный потенциал, устойчивое развитие получили процессы реструктуризации малоперспективных и убыточных производств, ведется техническое перевооружение.

Благоприятные тенденции в развитии города будут сохранены, если в структуре экономики муниципального образования больший вес получат отрасли, непосредственно связанные с обслуживанием населения (различные виды туризма и рекреации и т.п.). Тем более, что в городе и районе для этого имеются все необходимые предпосылки (здесь расположен один из ведущих драмтеатров Урала, развита сеть других учреждений культуры, достаточно мощная база у здравоохранения и рекреационной сферы, имеются памятники промышленной архитектуры, природы).

Развитие этих отраслей, несмотря на финансовые трудности, осуществляется при содействии администрации территории уже сейчас: реконструирован горнолыжный комплекс, вновь открыт дом отдыха "Сокол", восстанавливается здание драмтеатра.

Одно из основных условий дальнейшего развития города - коренное улучшение экологической ситуации, которая сегодня, согласно оценке в проекте "Схемы районной планировки", является кризисной.

Город Чусовой и Чусовской район принадлежит к числу высокоиндустриализованных старопромышленных районов Пермской области.

В настоящее время Чусовой - единственный средний город Прикамья, имеющий предприятие с монопольным положением в сфере занятости (АО "Чусовской металлургический завод"). Металлургическая отрасль города производит уникальную продукцию: пятиокись ванадия, феррованадий.

В условиях рыночной экономики город не может иметь только одну основную экономическую функцию. Предпосылками кардинального расширения спектра функций Чусового являются: выгодное транспортно-географическое положение города, которое улучшится после завершения строительства автомобильных дорог Полазна - Чусовой и Чусовой - Горнозаводск - Качканар, положение города у места слияния трех рек. Наличие в окрестностях города объектов, обладающих рекреационным потенциалом международной значимости, позволит развивать разнообразные виды туризма. Успешное социально ориентированное развитие города возможно лишь при коренном улучшении экологической ситуации. Проблему гипертрофированного преобладания одной отрасли производственной сферы необходимо решать и в ряде других населенных пунктов. В одном из них - п. Скальном - такой отраслью является угольная промышленность.

Город Чайковский и Чайковский район на протяжении длительного времени выделялись в Пермской области более высокими значениями показателей, характеризующих качество жизни населения. Несмотря на ухудшение ситуации в целом, территория сохраняет лидерство по многим параметрам, характеризующим качество жизни (уровень развития социальной инфраструктуры, демографические показатели), является донором областного бюджета.

В то же время, в экономике территории происходит ряд негативных явлений. В первую очередь необходимо отметить, что промышленность города фактически утратила отрасль, относящуюся к новейшим, - точное машиностроение. Завод "Точмаш", относящийся к числу немногих промышленных предприятий области, способных обеспечить промышленности региона "прорыв" к технологиям принципиально нового типа, не смог преодолеть глубокий кризис. На производственной базе бывшего "Точмаша" в настоящее время размещено более 30 предприятий различных организационно-правовых форм.

Неоднозначно складывается ситуация на предприятиях химической отрасли.

На ОАО "Уралнефтехим" и "Уралоргсинтез" отсутствуют стадии нефтегазоэнергохимического цикла, что, в условиях переходного к рыночной экономике периода, ставит их в невыгодное положение.

Положительные изменения происходят в третьей отрасли специализации города - легкой промышленности. В ЗАО "Компания "Чайковский текстиль" проведена реструктуризация, значительно расширен спектр выпускаемой продукции, проводится активная маркетинговая деятельность, в результате которой рынок сбыта обновлен более чем наполовину.

Город Чайковский с прилегающей территорией относится к числу территорий области, имеющих наиболее благоприятные условия для развития сельского хозяйства. В то же время в аграрном секторе имеется ряд общеобластных проблем: продолжается снижение поголовья крупного рогатого скота, уменьшаются площади зерновых культур.

Сдерживающим фактором развития Чайковского являются недостаточно крепкие связи с соседними регионами (особенно железнодорожные). В этой связи новые перспективы могут появиться при строительстве железной дороги вдоль Воткинского водохранилища (Пермь - Юго-Камский - Чайковский с выходом на магистраль Екатеринбург - Казань), рекомендованной проектом "Схемы районной планировки Пермской области".

Общие экологические проблемы агломераций


Наиболее характерно экологические проблемы урбанизированных территорий проявляются в центрах агломераций - городах, а не по их окраинам. Стихийное развитие агломерации обостряет, ухудшает экологическое состояние территории.

Большой процент в территориальной структуре урбанизированных территорий области занимают производственные зоны. Предприятия предполагалось во время развития плановой экономики сделать более эффективными, группируя их в промузлы. При этом предполагалось использовать отходы одного производства в качестве сырья для другого. В действительности, вместо сбалансированных промузлов образовались территориальные скопления предприятий - промзоны, которые объединяют более 70% предприятий. Все это увеличивает локальные нагрузки на экосистемы городов за счет суммарных загрязнений с предприятий. Например, одна Осенцовская промзона Перми имеет суммарный выброс загрязнений в атмосферу более 50% от всех стационарных источников города. Природоохранным органам необходимо осуществлять единую политику по контролю влияния агломераций на окружающую среду на основании интегральных показателей.

Геологический фундамент и поверхностные воды городов


Горные породы, грунты и подземные воды - своеобразный фундамент для существования системы жизнеобеспечения и развития урбанизированных территорий. В подземных пространствах городов размещаются иногда с очень высокой плотностью различные коммуникации (водопроводы, теплотрассы, линии электропередач и связи, путепроводы, метро), фундаменты зданий, скважины. Поэтому, в архитектуре и строительстве в настоящее время интенсивно развивается новое направление - подземная урбанистика.

В Березниковско-Соликамской и Кизеловской агломерации на подработанных пространствах (над горными выработками) расположено большое количество городских объектов. Ситуация этих урбанизированных территорий осложняется откачкой подземных вод и нефти, гидравлическим подпором Камского и Воткинского водохранилищ, активизацией сейсмической активности территорий. С конца 1970-х годов до 2000 г. Горным институтом РАН зарегистрировано около 70 землетрясений с магнитудами от 2,3 до 5,5.

После строительства Камской (Пермской) и Воткинской ГЭС и образования водохранилищ усилились такие геологические процессы, как переработка берегов (эрозия, оползни, суффозия, карст). Скорость переработки берегов в некоторых районах в 50-60-е годы прошлого века достигала 10 м в год, в настоящее время наступила стабилизация этого процесса, но разрушительные действия такого рода можно наблюдать даже сейчас, например, набережная в Закамске (Кировский район Перми), построенная чуть более четверти века назад, практически выведена из строя.

Плывуны вообще характерны для Пермской области, а на урбанизированных территориях они получают дополнительный импульс из-за утечек в системах водоснабжения и канализации, где уже в процессе проектирования допускаются 20% потери. Это усложняет строительство вообще и особенно крупных подземных сооружений. Из-за плывунов, переделывался и укреплялся повторно ряд участков, например, на строительстве центрального коллектора глубокого заложения диаметром в 2,5 м в г. Перми, который строится 15 лет. Кроме того, сложные геологические условия урбанизированных территорий Пермской области усугубляются высокой расчлененностью овражной сети. Климатические особенности нашего края, благодаря промывному водному режиму (выпадение осадков в среднем - 600 мм в год, а испаряемость - 300), еще более усложняют ситуацию.

Значительное превышение водораздельных пространств над тальвегами (линии, соединяющие самые низкие точки дна оврагов, русел рек) создают условия для формирования оползневых и других гравитационных процессов - обвалов, осыпей. В Перми, например, крупные оползневые блоки сформировались на правобережье Егошихи в районе планетария и речного училища.

Площадь водных поверхностей на урбанизированных территориях


Водные поверхности урбанизированных территорий нашей области очень существенны. Дело в том, что многие города Урала на своих заводах использовали в ХVIII - ХIХ веках энергию воды, поэтому на малых реках создавались пруды, часть из которых сохранились до сих пор (в Очере, Павловске, Суксуне и т.д.). Кроме того, многие города и пгт Пермской области после строительства Камской и Воткинской ГЭС оказались на берегах одноименных водохранилищ, часть акваторий которых включена в городскую черту. В Перми водные поверхности занимают 8% территории, несмотря на то, что по территории города протекает около 300 малых рек. В Березниках малых рек гораздо меньше, чем в Перми, но сами реки крупнее, одна из них превращена в так называемый промканал. Шламохранилище при ОАО "Сода", используемое, как технологическое, и называемое "Белое море", довольно крупный Семинский пруд (520 га) и участок акватории верхней части Камского водохранилища занимают более 31% территории города. Суммировать водные поверхности всех урбанизированных территорий области по имеющимся материалам не представляется возможным, т.к. многие данные устарели - часть прудов просто уже не существует - нужны инвентаризационные работы по проблеме.

Почвенный покров и озеленение урбанизированных территорий Пермской области


Почва - естественно-историческое биокосное тело, обладающее плодородием. Разнообразие почв соответствует сложившемуся обмену веществ и энергии между организмами и косными природными системами на данной территории. Характер антропогенной трансформации почв зависит от функционального назначения территории. В городах, как правило, более 50% территории лишены растительности. Почвы здесь испытывают самое разнообразное механическое воздействие: от погребения под насыпными грунтами до полного разрушения почвенного профиля. Они имеют высокую степень химического загрязнения в результате аккумуляции бытовых, промышленных и транспортных выбросов.

В агломерациях могут образовываться нехарактерные типы почв, например, засоленные грунты в Березниках и Соликамске, кислые почвы в Кизеловской агломерации.

Назначение городских зеленых насаждений весьма специфично: они уменьшают силу ветра, колебания температуры и влажности, подобно фильтру очищают воздух от загрязнений (пыли, сажи, газов), убивают своими фитонцидами болезнетворных микробов.

В состав территории г. Перми частично входят земли трех лесхозов области. Закамский лесхоз - 13300 га; Пермский лесхоз - 18387 га; в ведении города - 1516 га; в ведении государственного предприятия "Кировский завод" - 2684 га; ГУПЗ "Верхнемуллинский" - 561 га; ООО "Мотовилихинский" - 44 га. Зеленые насаждения общего пользования (парки, скверы, сады, бульвары) представлены более скромно, но не из-за того, что их нет, просто не хватает средств на благоустройство и уход за имеющимися зелеными насаждениями. Подобная ситуация в Березниках, в некоторых малых городах и поселках городского типа области ситуация фактически лучше, но хуже отражена в отчетных документах.

Закрыть